История


Муром принадлежит к числу старейших городов России, наряду с Ростовом, Новгородом и Белоозером. Впервые о нём упоминается под 862 годом в «Повести временных лет». [1]
Духовная и культурная история Мурома вызывает уважение, на московском Стоглавом соборе прославлены муромские святые: повсеместно по всем церквам России было определено чтить память князя Петра и супруги его Февронии, благоверных князей Константина, Михаила и Федора (1547).
С муромскими святыми прославляются семейные ценности и идеальные образы древнерусских жен: верной супруги святого князя Константина Ирины, мудрой Февронии, праведной Иулиании («Сказание об Иулиании Лазаревской»).
Каждый монастырь в Муроме имеет собственную историю, святыни, в каждом неповторимая атмосфера.
Свято-Воскресенский женский епархиальный монастырь расположился на высоком живописном холме реки Оки – северной окраине города Мурома. История основания обители является одной из самых загадочных и малоизученных и теряется в глубине веков.




1. Предания
На страницы летописей информация об окраинных монастырях попадала редко, поэтому достоверно определить начало существования Воскресенского монастыря на данном этапе не представляется возможным. Историки, однако, полагают, что этот монастырь был первой женской обителью в Муроме и единственным муромским монастырем, расположенным за укрепленными стенами города: «По географическому положению, монастырь стал как бы надвратным храмом на северных и восточных воротах города на Оке. Покидая город, путник мог помолиться перед дальней дорогой, прибывший же - находил приют на монастырском постоялом дворе, а в случае надобности – и помощь в монастырской больничной палате».
Скорее всего, монастырь существовал уже в XII в.: «Известно, что в сентябре 1198 г. в Муроме была учреждена епископская кафедра, и поставлен первый епископ Муромский и Рязанский Арсений. Это дает основание полагать, что в Муроме был не только мужской Спаса что на бору монастырь, но, по определению, имела место женская обитель, на которую возлагались определенные важные функции: распространение православия среди местного населения, жившего по законам матриархата».
Этой версии не противоречит предание, вошедшее в «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая Еразма, об обретении князем Петром Агрикова меча: «Имел Петр обыкновение ходить по церквам, уединяясь. Во время одной из поездок, за городом, в женском монастыре Петр обратился к Богу: как спасти брата и сокрушить Змея? К нему подошел отрок: «Князь, хочешь, я покажу тебе Агриков меч?» Петр, не раздумывая, ответил: «Да! Где он?» «Следуй за мной», - позвал отрок и «показал ему во алтарной стене между керемидами скважню, в ней же меч лежаше».
Муромский краевед Александр Александрович Епанчин в своих работах высказывал предположение, что монастырь возник «вскоре после 1203 г., когда Пётр стал княжить в Муроме». Эта версия опирается на предание, согласно которому святые князья Пётр и Феврония, по изгнании их боярами из Мурома, поселились в загородном княжеском дворе, на котором ещё до этих событий они основали женский монастырь. Согласно тому же преданию, в этом женском монастыре княгиня Феврония в конце своей земной жизни приняла постриг в великую схиму с именем Ефросиния.
В другой интерпретации предание связывает эти три события – обретение Петром Агрикова меча в женском монастыре за городом, поселение святых князей после изгнания боярами и постриг святой Февронии. Тогда женский монастырь за городом существовал до начала княжения святых Петра и Февронии и не был создан ими. Это также не противоречит первой версии о наличии монастыря уже в XII веке.
На роль «женского монастыря за городом», существовавшего в Муроме в XIII в. претендовала также Крестовоздвиженская церковь недалеко от Спасо-Преображенского мужского монастыря (основан св. кн. Глебом в XI в.): «Местное предание относит начало Крестовоздвиженской церкви к глубокой древности. Церковь эта, говорит предание, построена на том самом месте, где во время княжения св. Петра и Февронии в первой половине XIII столетия находился девичий монастырь и где будто бы св. Петр получил меч для поражения волшебника.Насколько достоверно это предание, совершенно не известно. Первое достоверное указание на существование Крестовоздвиженской церкви в XVI столетии дает жалованная грамота царя Михаила Федоровича 1627 г. Из этой грамоты видно, что Крестовоздвиженской церкви дана была жалованная грамота еще царем Иваном Васильевичем Грозным, следовательно и тогда церковь уже существовала».
Известно также, что в монастыре св. Феврония вышивала золотом, это было - после молитвы - основным ее послушанием. При этом занятии она завершила свою земную жизнь, несколько раз прося супруга своего, св. Петра (схимонаха Давида), подождать пока она закончит вышивать воздух для святой Литургии, так как они дали обет Богу умереть в один день и один час. Свято-Воскресенский женский монастырь был известен своими золотошвейками по всей Руси на протяжении не одного столетия, чему остались письменные и вещественные свидетельства [2], тогда как о девичьем монастыре на месте Крестовоздвиженской церкви таких сведений нет.

2. Письменные свидетельства

Впервые в письменных источниках Свято-Воскресенский женский монастырь появляется в «Писцовой книге» 1566 г. В «Писцовой книге Мурома» 1636 г. написано: «Да за ручьём на горе Воскресенский девичий монастырь. А на монастыре церковь Воскресения Христова древяна о трехъ верхахъ, на подклете, верхи шатровые, главы и кресты обиты железом да с приделами: собор Архистратига Михаила, да другой придел – великого чудотворца Николы. Да тёплая церковь Введения Пресвятой Богородицы, древяна, на клетцахъ съ папертью». «На колокольнице 8 колоколов, а в церквах образы и свечи и книги и колокола строение Муромца Гостинныя Сотни Семена Семенова сына Черкасова с братьею, а около того монастыря ограда каменная в заметах; да на монастыре келья игуменская — старицы Пелагеи Кольцовой да 21 келья сестр, а земли под монастырем и церквами 43 саж. в длину 36 саж. поперег. На монастырской земле двор попа Симеона да брата его попа Тимофея да племянника его попа Ефрема.
Пустое дворовое место, купленное С. Черкасовым после попа Ивана, котораго «убили литовские люди в 124 (1616) году, как приходил Лисовской». Да к тому ж монастырю по Государевой грамоте дано в руги место в Муроме сусло и квас на оброке».
Вскоре после 1637 г. в обители был построен каменный Воскресенский храм. Год построения храма с точностью не известен, так как нет письменных свидетельств. По преданию пятиглавый Воскресенский собор с трапезной и приделами святителя Николая и Архангела Михаила (то есть с тремя престолами, как это было и в деревянной церкви), открытой галереей и шатровыми крыльцами построен в 1646 г. на средства ктиторов монастыря - братьев Черкасовых.

Наружный вид собора до настоящего времени сохранился без существенных изменений, только тесовая крыша заменена железной, а прежде бывшие узкие окна расширены. Под сводами галереи находится подвал с отделениями, дверями и небольшими окнами. По преданию, здесь прежде размещались различные монастырские службы (монахини занимались вышиванием). Храм является хорошо сохранившимся памятником русского церковного зодчества первой пол. XVII в.
Время построения расположившейся рядом теплой Введенской церкви с пределом Иверской иконы Божией Матери также неизвестно, но полагают, что она была построена также в XVII в. (по другой версии –XVIII в). К западной стене этого храма пристроена каменная колокольня с шатровым верхом. По описи 1678 г., в монастыре проживали игуменья и 26 стариц. Так выглядел монастырь в ХVII в.
К восемнадцатому столетию Воскресенский женский монастырь, в древнее время игравший в жизни города немалую роль, вероятно, утратил свое значение, уступая свои социальные функции Свято-Троицкому новодевичьему монастырю, образованному на месте деревянной Троицкой церкви, отстроенной в камне в XVII в. (основан в 1643г.). Так, по описи 1723 г., составленной Г. Коробовым, к Воскресенскому монастырю было приписано всего 26 домов, тогда как ранее приход был значительно больше.

Свято-Воскресенский женский монастырь просуществовал до 1764 г. и был упразднен по указу Екатерины II о секуляризации церковных земель. Игумения Мария вместе с двумя монахинями и двумя схимонахинями были переведены в Троицкий монастырь. Монастырские храмы стали приходскими. К храмам прилегало одно из четырех городских кладбищ. На этом кладбище находились отдельные могилы и фамильные склепы почетных Муромских горожан, чиновников, купцов, священников, известных деятелей; в частности, здесь был похоронен директор Петербургской рисовальной школы Михаил Васильевич Дьяконов, учеником которого был известный русский художник И.Е.Репин.

В 1835 г. в Воскресенском соборе был устроен новый иконостас, в который перенесли почти все древние иконы. Описания, относящиеся к XIX веку дают представление о внутреннем убранстве Воскресенского собора и Введенской церкви, о наличии здесь древних богослужебных книг и церковной утвари, старинного колокола 1674 г. Сохранились некоторые вещественные исторические источники, принадлежащие прежде Воскресенскому монастырю. [2]
В 1930-е гг. Воскресенский приход был упразднен, храмы закрыты, колокола сброшены, безвозвратно утеряны настенные росписи и чудотворные фрески, городское кладбище разрушено, местами закатано в асфальт. После закрытия храмы поочерёдно занимали студенческое общежитие, автошкола и детская спортшкола. На месте кладбища была устроена спортивная площадка, под колокольней – сауна.
В 1998 году 26 сентября, в день памяти обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, впервые после богоборческих десятилетий стены монастырского храма огласились монашеским пением. По благословению высокопреосвященнейшего владыки Евлогия, архиепископа Владимирского и Суздальского, накануне праздника был отслужен молебен, а утром – праздничная служба по пасхальному чину, которую совершил настоятель Спасо-Преображенского монастыря игумен Кирилл с братией.

Двадцатого ноября 1998 года Воскресенский женский монастырь был официально передан Православной Церкви и приписан к Свято-Троицкому Новодевичьему монастырю.

Седьмого марта 2000 года Священный Синод утвердил монастырь как самостоятельный, и настоятельницей обители была назначена насельница Свято-Троицкого Муромского монастыря монахиня Иулиания (Подолянко). На её долю и выпали все трудности, связанные с первыми шагами по возрождению обители.

С ноября 2003 года настоятельницей монастыря была назначена монахиня Елена (Богдан), переведенная из Свято-Боголюбского женского монастыря посёлка Боголюбово Суздальского района.

Первым насельницам достались полуразрушенные, сырые храмы, в которых находились сауна и боксерский ринг; отсутствие жилья, жить приходилось в сырой холодной церкви и топить печку «по-черному»; городская помойка на месте существующего сейчас огородного хозяйства, оскверненное кладбище и любопытствующая неприязнь к «монашкам» окрестных жителей. Но, несмотря на трудности, во многих сестрах вера в Бога и Его всесильную помощь превозмогла. «Верный в малом, во многом будет верен», сказано в Евангелии.
Благодаря молитвам и отеческой опеке владыки Евлогия, ныне почившего митрополита Владимирского и Суздальского, неустанным заботам и нелегкому труду настоятельницы и сестер, обитель стала возрождаться.
Первым делом в Введенском храме и в единственном жилом строении, которое находится сейчас ближе других к ограде, уже в декабре 2003 года был проведён газ, устроена просфорня. В сентябре 2003 года начала свою работу Воскресная школа.
В октябре распоряжением владыки Евлогия монастырю для восстановления приписан Крестовоздвиженский храм в села Григорово, у которого сохранились только стены.
Внешний облик монастыря понемногу стал преображаться. В нелёгких трудах Господь укреплял молодое монашеское сестричество видимыми знамениями Своей благодати. Находились люди, которые откликались на помощь. Завод РИП помог изготовить необходимую мебель для Введенского храма и сделать косметический ремонт. Весной 2005 года на монастырской звоннице подвешены колокола, пожертвованные неизвестными благодетелями. К радости как насельниц, так и прихожан монастырю стали передаваться множественные частицы мощей святых, а благочестивые паломники привозить иконы, специально написанные для восстанавливающейся обители. Таким образом появились: икона свт. Николая, освящённая на его мощах в городе Бари, а также иконы Архангела Михаила, свт. Митрофана Воронежского, прп. Сергия радонежского и др. святых. Милость и благословение Воскресенской обители явила Матерь Божия в образе древнего фамильного списка Феодоровской иконы, переданной в 2006 году постоянной прихожанкой монастыря. Её же стараниями образ был очищен и отреставрирован суздальским мастером. В настоящее время от него проистекает множество чудес, чему свидетельство непрерывный ручеёк приношений этой иконе Богородицы от благодарных богомольцев. Ныне перед Феодоровским образом Божией Матери ежедневно читается акафист.
В 2010 году в монастырь был назначен второй священник, в связи с чем намного чаще стали проводиться богослужения.
В том же году произошло ещё одно радостное событие: наша постоянная паломница, проживающая в Италии, передала монастырю частицу мощей свт. Николая, которому каждую среду вечером обязательно совершается молебен с акафистом.
В 2010 году был произведён капитальный ремонт внутри Введенского храма, а весной 2014 года был установлен иконостас.
В сентябре 2016 года, после ремонта внутреннего интерьера, был освящен Воскресенский собор.
В 2010 году был произведён капитальный ремонт внутри Введенского храма, а весной 2014 года – был установлен иконостас.
В сентябре 2016 года, после ремонта внутреннего интерьера, был освящен Воскресенский собор.
26 сентября того же года состоялось торжество, посвященное 450-летию возрождения нашей обители.
В июне 2021 года состоялось освящение первого этажа нового келейного корпуса и нескольких помещений на втором. В настоящее время ремонтные работы в этом здании продолжаются.